У вас в корзине
Товаров: 0
На сумму: 0.00 руб.

Мода.
Вступление.

Слово мода пришло в Россию с реформами Петра I. До Петра царили вековые обычаи, когда и одежда и украшения передавалась по наследству от отца к сыну, от матери -- к дочери. У крестьян были свои одежды, у бояр -- свои, у купечества -- тоже свои, неизменные и вековые.

Слово "мода" (mode) французское. Его корни кроются в древнем латинском слове modus и переводится как "мера", "правило", "предписание". Это не значит, что в Древнем Риме существовало такое понятие моды, каким оно является в наше время. Хотя и в античном мире была своя мода. Но это была другая мода.

Современное понятие "моды", как изменчивое правило форм и образцов одежды и аксессуаров к ней, появилось сравнительно недавно. Принято считать, что нынешнее понимание слова "мода" зародилось в XVII веке при великом короле-солнце Людовике XIV, когда мода французского двора стала образцом для всех европейских стран.

Франция и по сей день в каких-то вопросах является законодательницей вкуса, стильности и моды. А тогда, когда Франция была супердержавой наравне с Британией, владычицей морей, французская мода была мировой законодательницей, хотя была одна существенная деталь: мода распространялась только на высшие сословия всех существовавших тогда монархий. Сословные рамки ограничивали распространение моды вширь. Крестьянин не имел права одеться как купец. Купец не имел права ни шпаги, ни бриллиантов носить, как дворянин, ни платья определенного покроя из определенных материалов.

После Великой Французской революции и завоевательных походов Наполеона мода стала общедоступной в Европе. В России мода стала общедоступной после отмены крепостного права. Тем не менее, мода до сих пор хранит в себе отголоски старых традиций, когда она была в плену социальных границ. Еще до сих пор очень часто мода -- всего лишь условный язык, некий опознавательный знак для определенных социальных групп. В наше время мода -- символ, подчеркивающий социальный статус, или для опознавания "своих" или "чужих" в сфере выражения политических или эстетических пристрастий целых групп населения, а часто и сексуальной ориентации сексменьшинств.


Индустрия моды

До конца 19 века мода была чисто женским понятием. Поэтому к модным товарам относились исключительно женские штучки, хотя зарождались уже и мужские моды. Например, на определенный покрой воротничков в новом сезоне, на новый покрой фрака и т.д. В 20 веке, в связи с массовой эмансипацией женщин, ситуация изменилась. Женщины уровнялись в правах с мужчинами, но "разрешили" и мужчинам следовать моде.

С ростом равенства между мужчинами и женщинами и ростом среднего класса и его благосостояния, стал расширяться и круг модных товаров. Пока уровень жизни широких масс населения был сравнительно низким в связи с I и II Мировыми войнами, потребление было ограничено товарами первой необходимости, то есть потребление было чисто функциональным. С середины 20 века, после II Мировой войны, по мере стирания классовой поляризации и роста благосостояния европейцев и американцев, росло общество массового потребления, а с ним росла и планка, определяющая модное и престижное потребление брендов.

Два послевоенных десятилетия -- 50 и 60-е годы по праву считаются начальным периодом формирования в развитых странах массового спроса на модные товары и, как следствие, началом формирования общества массового потребления модных, современных и престижных товаров. Тогда и стала развиваться "индустрия моды", хотя понятие это появилось гораздо раньше.

ИНДУСТРИЯ МОДЫ (fashion industry) - как сектор сферы услуг с определенной целью -- формирование у покупателей образа "модной" продукции, ее производства и реализации -- зародилась в Америке в конце 19-начале 20 века. Отцом основателем индустрии моды стал американский экономист Торстейн Веблен. Он с точки зрения науки объяснил моду как социальный феномен и создал теорию "просачивания" ("trickle-down" theory).

Смысл ее в том, что мода создается в элите с целью подчеркивания своего отличия от простых людей. Подражая элите, средние и низшие слои общества перенимают модные "новинки", и мода постепенно "просачивается" в низшие слои общества. "Просачиваясь", она становится массовой, утрачивает новизну и вчера еще "модное" становится вульгарными. Потребность элиты уйти от вульгарности, отгородиться от народа диктует запрос на "новинку", которая вскоре вновь становится вульгарностью. И так до бесконечности.


Товары от кутюр.

В период с 90-х годов 19 века до 60-х годов 20 века производство модной одежды расширялось, так как все более широким слоям населения становилось доступным желание приобрести модную одежду, модные сумки, модные зонтики и прочие аксессуары. Поэтому еще в середине 19 в. стали появляться специальные журналы мод, которые рассказывали о тенденциях текущего сезона и ассортименте модных магазинов (о том, что "носят в Париже").

От десятилетия к десятилетию производство модной одежды перерастало круг элитных мастерских. Сначала оно из элитных мастерских шагнуло в мелкий бизнес, а затем из мелкого бизнеса в массовое производство и стало индустрией. С этого момента в дело вступила экономика легкой индустрии. Следуя ее законам, мода разделилась на два уровня. Первый - товары "от кутюр". Второй -- "прет-а-порте".

Понятие "от кутюр" появилось во Франции при дворе Наполеона III. Оно происходит от французского haute couture ("высокое шитье"). "От кутюр" -- это эксклюзивные изделия мастера из дорогих высококачественных тканей по персональному заказу клиента в единственном экземпляре. Тогда возникли и первые Салоны Мод в современном понимании, т.е. салоны, где изобретают нечто небывалое и неповторимое. Нечто отличное от массового и повседневного. Тогда же, в середине 19 века, появились и первые модельеры, ориентировавшиеся, прежде всего на высокопоставленных дам. Первым модельером был англичанин Уорт, покоривший Париж и императрицу Евгению, супругу Наполеона III, имя которой вошло в историю моды вместе с именем Уорта. С их именами связано и зарождение понятия "высшей моды".

"Высшая мода" -- это и есть "от кутюр", то есть одежда лучшего качества покроя и пошива для "лучших" по статусу, высокопоставленных людей. Сейчас "от кутюр" переводится не как "высшая мода", а как "высокая мода", и этим вкладывается намек на присутствие некоей духовности, как в самой моде, так и в ее творцах и последователях.


Прет-а-порте.

В наше время понятие "от кутюр" двоится. С одной стороны, "от кутюр" -- это "высокая мода", с другой стороны, оно имеет более узкое значение и обозначает творчество ведущих салонов мод, которые задают тон в международной моде. Этому тону по теории "просачивания" следуют и народные массы, для которых существует конвейерный пошив модных товаров по лекалам модных домов. Это так называемое "прет-а-порте", массовое производство для среднего класса или индустрия моды. "Прет-а-порте" за несколько десятилетий своего существования претерпело существенные изменения.

В 50-60-е годы индустрия моды ориентировалась на потребительский спрос и "подстраивалась" под сложившиеся потребности. "Мода" была средних лет и среднего достатка. Общество диктовало свою моду. Но ускоряющийся темп жизни, развитие массовых средств информации способствовали развитию "плюрализма".

С 90-х годов минувшего столетия в индустрии модной одежды царствует плюрализм -- единая мода рассыпается, единый доминирующий тренд исчезает в общем потоке новинок Модных Домов. Информация о новых стилях мгновенно распространяется благодаря новым средствам коммуникации. Мода "молодеет на глазах", она больше не ориентируется на людей после 20 или после 30 лет. Плюс к этому индустрия моды более не феномен западноевропейской цивилизации: глобализация 20 века привела как к распространению европейской моды по всему миру, так и к проникновению в Европу влияний стран Востока. В 21 в. воздействие восточной культуры будет расти, будет нарастать и "ориентализация" моды. Со времени развития плюрализма и скачкообразного роста производительных технологий, индустрия моды захлестнула мир своими товарами. Это способствовало и скачкообразному росту товаров pret-a-porter и разделению их, в свою очередь, на два уровня.

Первая группа товаров pret-a-porter de lux - более дорогая. Они конструируются крупными дизайнерами и помечены ярлыками с его именем. Компания, производящая товары по лекалам этого дизайнера, имеет собственные моно-бутики. Например, бутик, где продаются товары только от Gucci, или только от Prada, от Armani, или от Versace, Christian Dior, Cavalli и др.

Вторая группа товаров является народным массовым pret-a-porter, более дешевым. Это товары из более дешевых материалов, в производстве их не всегда точно следуют рекомендациями дизайнера. На товарах pret-a-porter не обязательно обозначается в названии имя дизайнера, а продают их большую часть через мульти-брендовые бутики, возможен и контрафактный товар.

Таким образом, современная индустрия моды основана не на подстраивании к уже сложившимся потребностям. Теперь не общество диктует дизайнерам, а дизайнеры диктуют обществу. Это печальный факт, если учесть, что произошло снижение роли талантливых стилистов - теперь моду задают не столько талантливые дизайнеры и не столько столицы мод (как Париж, Лондон и Нью-Йорк), сколько менеджеры фирм-производителей, пропагандирующие узнаваемые бренды. С этого времени и развивается понятие "гламур".


Гламур.

Гламур -- что бы это значило? Во Франции в средние века гламуром называли специальную вуалетку, за которой прятали шрам или просто прыщи и недостатки кожи лица. А в доброй старой Англии, в Оксфордском университете до сих пор есть должность профессора грамматики, которая называется "professor of glamour".

В наше время гламу?р от английского glamour, означает в переводе уже не грамматику, которой раньше приписывали близость к чарам и ведовству, как одному из свойств учености. Этимология слова уводит нас к шотландским корням, гламур -- это волшебное заклинание у древних шотландцев. Сейчас гламур переводится как "чары", "очарование", "обаяние", "привлекательность". В наше время гламур -- оценочное и, можно сказать смело, -- фундаментальное понятие.

Появление слова "гламур" в русском языке впервые зафиксировано в 1997 году, но широкое распространение оно получило с 2005 года, с моментьа широкого распространения глянцевых или гламурных (это синонимы) журналов, мужских и женских.

На Западе это слово широко вошло в обиход в 70-е годы минувшего столетия. Гламур означал стиль жизни завсегдатаев элитных дискотек и клубов середины 70-х годов. Это был протестный стиль нонконформистских тусовщиков, достаточно обеспеченных, но хиппующих прожигателей жизни, легкомысленных и, главное -- эффектных. Быть эффектным значило быть гламурным. Стать эффектным помогали кричащие наряды с огромным количеством металла, со стразами и другими искусственными кричащими стекляшками.

Как бы ни трактовали сейчас новое для России понятие гламур, главное, на чем сходятся все интерпретаторы этого понятия, что, прежде всего, гламур - это желание выделиться, причем не из толпы, но из среды себе подобных. И это главное и первое условие фундаментального понятия гламур. Способов выделиться в духе нашего времени немного. Пожалуй, их всего два. Первый -- эпатаж и нарочитая театральность. Но эпатаж ценится только тогда, когда он выглядит естественно -- без манерности, без жеманности и без выученных перед зеркалом поз. Второй способ -- это деньги, позволяющие приблизиться к стандартам "роскоши", к стандартам всего "шикарного" и внешне "блестящего", и этим выделяться из среды себе подобных, но опять же -- без манерности, а очень естественно и доброжелательно.

Поэтому гламур в наше время имеет два уровня понимания. Для некоторых -- это просто мода на одежду аксессуары и косметику. Для других гламур -- это философия бытия, это стиль и стандарты жизни с увлечениями и развлечениями, которые транслируются им из разных глянцевых = гламурных "женских" и "мужских" журналов. Транслируется все: от того, каким должно быть белье, до марки автомобиля или сигары. Но общее для них то, что гламур - это определенное отношение к жизни. Гламурная барышня или гламурный паренек всегда оптимистичны и уверены в себе. Они наслаждается жизнью, знают себе цену, которая всегда высока, хотя часто и завышена, но они не боятся показать это окружающим.

Одним словом, гламур -- это пик развития эпохи массового потребления и, как сказал какой-то умный человек: "Человек гламурного мышления есть существо, которое считает акты потребления достижениями".


Великие модельеры.
Чарльз Ворт

Чарльз Фредерик Ворт родился 13 октября 1825 года в Англии, в графстве Линкольншир, в Боурне в семье стряпчего, и был не первым ребенком в довольно обеспеченной семье. Во всяком случае, родители всем детям дали образование, а юному Чарльзу прочили карьеру дипломата. Но он любил рисовать, и был великолепным рисовальщиком. Когда 20-летним юношей Ворт приехал в Париж, некоторые считали его художником. Во всяком случае, известный парижский фотограф Надар оставил нам его портрет в костюме, типичном для художника -- в бархатном "рембрантовском" берете и с бантом.

Модельер Чарльз Ворт
В Лондоне, юный Ворт все свое свободное время проводил в Национальной Галерее, изучая костюмы на картинах старых мастеров и делая с них зарисовки. Там же, в Лондоне он начал самостоятельную жизнь, поступив работать в магазин тканей помощником продавца. Ворт был непревзойденный колорист, экспериментировавший в своих рисунках с сочетаниями цветов, а, работая в магазинах, он изучил и структуру тканей, систему английской кройки, и понял, что английская кройка -- непревзойденная, но ей не хватает французского шарма.

Тогда Франция была царицей мод и диктовала свои законы. Все модницы Европы и Америки жили по французским меркам, не говоря уже о королевских фамилиях и их дворах: для членов английской королевской семьи и их приближенных шили только французские модельеры. Даже в английской провинции, в скромных лавках готовой одежды можно было увидеть зазывную рекламу: "Платья изготовлены по образцу последних моделей из Парижа".

20-летний Чарльз решил покорить Париж. И он сделал это. Приехав в Париж со 117 франками в кармане изучать модные салоны по пошиву модной одежды, молодой Ворт работал за несколько франков в модном магазинчике "Ла Вилле де Пари". Затем ему удалось устроиться приказчиком к Мсье Ганглену, в один из самых известных тогда парижских магазинов модной одежды "Мезон Гаглен". Ему посчастливилось поделиться с хозяином некоторыми своими мыслями о том, что кринолины отжили свой век, а лучшая система кроя -- это крой по естественным направлениям нитей в тканях. Мсье Гаглен оценил парадоксальность мышления Ворта и предоставил ему свободу действий. Ворт основывает собственное небольшое торговое предприятие совместно с сыном известного шведского финансиста Отто Густавом Бобергом, у которого через двадцать лет выкупит его долю. Но до победы над кринолином оставалось еще много лет. А сначала Ворт прославился как портной, возродивший кринолин и создавший новый, модный, непревзойденный кринолин и моду на него.


Первый манекен

Чарльзу Ворту помогала его жена, француженка Мари-Августина Верне. Позднее она стала первой манекенщицей в мире в Доме моделей Уорта. А тогда, когда 20 летний Ворт работал в доме Ганглена, он обратил внимание на молодую продавщицу. Это была девушка редкой миловидности и грации. Она предлагала покупательницам товары, не просто показывая его, как делали это другие девушки. Она демонстрировала ткани, палатины, ленты, шарфы. Она набрасывала на плечи шелковую материю, поворачивалась в разные стороны, чтобы подчеркнуть достоинство ткани и цвета, чтобы покупатели могли лучше оценить выбираемую ткань. Скорее всего, именно при общении со своей милой женой у молодого модельера родилась идея о живом манекене. Фактически это была идея о первом манекенщице.

Ведь Манекен -- это имя, данное деревянной фигурке монахом из монастыря Сен Марко. Этот монах, по рассказу Джорджио Вазари, всю жизнь писал святых и разрисовывал костюмы для деревянных статуй апостолов, святых и ангелов. Чтобы сподручней было работать, он как-то слепил из глины женскую фигурку и одел ее в полотняное одеянье. Монаха звали Бачио, а имя куклы так и осталось -- Манекен. Это имя сохранили художники-декораторы, работавшие по росписи тканей. Голландские художники произносили имя своих деревянных подставок для росписи как "манекен", французские художники -- "манекин", но суть от этого не менялась. Манекен зажил своей жизнью. К деревянным фигуркам вскоре обратилась и портные с чисто прагматическими целями, удобства ради. Но деревянный манекен был всего лишь деревянным манекеном. А когда Ворт, ставший мэтром, организовал первую в мире демонстрацию моделей, восхищенные журналисты назвал очаровательную молодую жену Чарльза Ворта "мадам Манекен".

Но пока еще Ворт -- неизвестный английский портной во Франции. Пока еще никто не знает его. Заказов нет. Его жена придумала, как помочь ему приобрести хотя бы несколько заказов. Она посещает дома людей из высшего парижского общества и предлагает хозяйкам дома ознакомиться с эскизами молодого портного, своего мужа. Но Мари-Августина знакомила знатных дам не с бумажными эскизами Ворта, она одевалась в сшитые им платья и демонстрировала их. Обаятельная, изящная, неизменно веселая и очень умная, она так демонстрировала платье, что завороженные дамы не могли не сделать заказа. Но все же заказов было мало, молодой портной из Англии был мало кому знаком. Но однажды помог случай.

Жена Ворта, проведя в приемной несколько недель, добилась разрешения на демонстрацию моделей платьев у жены австрийского посланника Меттерниха, которая была близкой подругой императрицы Евгении, жены Наполеона Ш. Паулина Меттерних долго не решалась даже просмотреть эскизы никому неизвестного художника. Когда же ее удалось уговорить, эскизы неожиданно ей понравились, и она рискнула! Заказала сразу два платья, но с условием, что стоимость их будет не дороже 600 франков. Кто же больше заплатит портному без рекомендаций и солидного статуса? Она рискнула еще раз, когда на бал в Тюильри одела сшитое Вортом новое платье с кринолином из тюля. До Ворта никто из портных не шил из тюля. Он был украшен нежной вышивкой серебряными нитями и букетами маргариток. Неожиданно этот невиданный кринолин очаровал буквально всех придворных дам и понравился императрице Евгении. Паулина Меттерних была изюминкой бала в своем новом кринолине. А судьба Ворта пошла вверх. Вскоре Чарльз-Фредерик Ворт становится "личным портным и поставщиком двора Ее Величества.


Модный дом Ворта

Вскоре Чарльз Ворт организует собственный салон, а затем и Модный Дом. Платья от Ворта меньше, чем за 1600 франков невозможно было купить. Число заказов нарастало лавинообразно. Совсем скоро "Дом моделей Уорта" на улице Мира в Париже уже владеет не одним, а несколькими роскошными салонами. В мастерских, не отрывая глаз, трудятся по 15 часов в день 1200 швей... Модельный дом Ворта шил в год не менее 5 тысяч костюмов в год, а то и более.

У Ворта одевались королева Австрии Елизавета, королева Испании Мария Кристина, королева Швеции Луиза, а также и королева Великобритании Виктория, несмотря на то, что неписанный закон традиции английского двора запрещал одеваться у неанглийского портного. Воспользовавшись тем, что Ворт -- природный англичанин, королева все-таки заказывала у него наряды, но только инкогнито. Все примерки делались на "дублерах". Так тогда назывались манекенщицы Дома Ворта. Их подбирали так, чтобы фигуры и размеры совпадали со многими знатными дамами, которые не могли приехать в Париж, таких как английская королева или русская императрица Мария Федоровна, жена Александра III. Мария Федоровна делала заказы по телеграфу, предоставив на вкус великого Кутюрье и выбор ткани, и покроя.

Обслуживая высокопоставленных клиентов, Ворт не забывал и об идее избавиться от кринолина. Сначала он изменил пропорции платья с кринолином: завысил линию талии, отказавшись от пышных складок на ней, а также от горизонтальных членений юбки. Затем, он переделал обручи кринолина -- из круглых они стали овальными, в результате силуэт юбки стал новым и по форме ближе к современному. Новые юбки Ворта назвали "малаховскими", так как они появились во время победы англо-французской коалиции над Россией в Крымской войне.

Следующим шагом в работе Ворта стал турнюр. Tournure в переводе с французского означает-- сложение; внешность; осанка, манеры. Турнюр -- это юбка, держащаяся на специальной волосяной подушке или валике, укрепленном на спине в районе талии. На них крепились присборенные пышные складки платья, украшенные лентами, бантами или искусственными цветами. Турнюр, заменив кринолин, не скрывал более, а подчеркивал линию женской фигуры, ткань более свободно облегала тело.

Следующей новинкой от Ворта стало платье со сменными лифами. Модный дом выпустил к одной юбке с турнюром сразу несколько сменных лифов, так что одно и то же платье могло выполнять несколько функций -- прогулочное, визитное, обеденное, бальное. В предложенной модели были продемонстрированы разные лифы: закрытый с длинными рукавами, с небольшим вырезом, с большим овальным декольте и без рукавов.

Чарльз Ворт умер в 1895 году, пережив кринолин на 30 лет. Его обширное и успешное дело наследовали и продолжили сыновья. Они не уронили марку дома "Ворт" и, шагая в ногу со временем, стояли у истоков зарождения в моде стиля "модерн". Кроме того, они первые ввели в практику продажи иностранным фирмам некоторых разработок для массового производства копий моделей "Ворт". Такой иностранной фирмой, к примеру, был салон "Кэти Донован" в Нью-Йорке.

Брэнд "ВОРТ" существовал до 1945 года, когда он был продан Великобритании. Только тогда, после II Мировой войны, Модный Дом "Ворт" прекратил свое существование. Но обаяние имени первого в мире кутюрье было настолько велико, что в 2001 году, когда на аукционе в Нью-Йорке выставили придворное платье, сшитое Вортом в 1888 году, оно обошлось новому обладателю его в 101 500 долларов. И это был рекорд по дороговизне.


Впервые от Ворта

Ворт первым ввел в употребление то, что теперь называется лейбл: к каждому новому платью он пришивал шелковую ленточку с вытканным на ней именем -- ВОРТ. Это имя гарантировало идеальное качество и престижность изделия. Наличие ярлыка с именем модного портного являлось и показателем высокого статуса ее обладателя.

Кроме того, Ворт первым широко стал для пошива использовать в Европе не только тюль, но и тафту, и этим спас разорявшиеся тогда лионские шелковые мануфактуры. Массовый спрос на тафту среди дам высшего света и полусвета так вырос, что лионские мануфактуры начали процветать.

Чарльз Ворт, став первым портным Франции, открывает свой собственный салон и первую в мире сеть магазинов от своего головного Модного Дома. В своих магазинах он первым ввел определенный алгоритм управления модой: Ворт первый придумал и ввел так называемые "сезонные коллекции". Его прибыли росли баснословно.

Чарльз Ворт создал первый Синдикат "высокой моды". Это была организация, объединившая вокруг Модного Дома Чарльза Ворта все более мелкие салоны, где одевались представители высших кругов. Синдикат назывался "Шамбр Синдикаль де ля кутюр франсэз" и должен был обеспечить потребность элиты в эксклюзивной одежде, которая отличала бы их от рядовых буржуа. У Синдиката была еще одна важная функция: защищать авторские права известных портных от копирования их моделей. Этот Синдикат Ворта существует до сих пор.

До сих пор только члены Синдиката "Шамбр Синдикаль де ля кутюр франсэз" имеют полное право называть себя кутюрье. Чтобы стать полноправным членом этого детища Ворта, необходимо:

  • Открыть свой Дом моды в Париже.
  • Дважды в год показывать новые коллекции на "Неделе высокой моды" в Париже; устраивать регулярные показы модных новинок для постоянных клиентов.
  • При изготовлении моделей должна преобладать ручная работа: по правилам Синдиката неручной, машинной работы допускается лишь до 30%.


Depeche Mode Memento Mori
УвеличитьDepeche Mode Memento Mori
Купить

Цена: 7800.00 руб.

Сумка-рюкзачок
УвеличитьСумка-рюкзачок
Купить

Цена: 3000.00 руб.

 

Быстрый поиск

Категория

Название

Цена

от: до:

Расширенный поиск


| Ремни a la Vintage || Молодежные ремни || Модные ремни || Как мы делаем ремни |
| Статьи || Словарь моды || История сумки || Легенды о змеях || Карта сайта |

Hm.mnemosyne.ru - Ремни Ручной Работы © 2006-2024
WhatsApp, Telegram, 8-904-512-44-66; +7-952-364-08-40